[ка-эм-эс-лайф]
поиск по сайту
Комсомольск-на-Амуре.
Город, в котором мы живем.
новости
статьи
фотогалерея
форум
блоги
знакомства
Статьи

Главная страница / Статьи


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

26.11.2018 

Железная дорога города-легенды

"26 ноября 1936 года, у небольшого, срубленного из брёвен домика, украшенного красными флагами и еловой зеленью, с укрепленной на стойках поверх крыши вывеской с надписью: «Комсомольск», горожане встретили первый грузопассажирский поезд. Его привела в Комсомольск вяземская паровозная бригада 25-летнего машиниста Павла Бокач". Хранитель музея истории локомотивного депо Комсомольска-на-Амуре, председатель совета ветеранов-железнодорожников и автор книг по истории магистралей Хабаровского края специально для городского сайта KmsLife.ru написал статью о рождении к 1936 году железной дороги "ВолК".



С начала тридцатых годов, на Тихом океане из Морских сил Дальнего Востока начал создаваться Тихоокеанский Военно-морской флот, для защиты советских водных рубежей и морского побережья. Но для того, чтобы Тихоокеанский флот надежным щитом прикрывал с моря советский Дальний Восток, флоту были нужны современные боевые корабли. Поэтому Совет Труда и Обороны при СНК СССР принимает решение построить на Дальнем Востоке крупный судостроительный завод, который смог бы поставить Тихоокеанскому Военно-морскому флоту мощные, современные военные корабли. В связи с этим решением, в конце 1930 года в Москве было организованно представительство Дальпромстроя, так было названо строительство Амурского судостроительного завода.

Первоначально площадка для строительства завода была выбрана в четырнадцати километрах от города Хабаровска, у села Воронеж, там была расположена зимняя стоянка Амурской речной флотилии и имелись ремонтно-механические мастерские. Однако угроза военного вторжения Японии на советский Дальний Восток со стороны Маньчжурии, заставило советское руководство перенести строительство завода в глубь ДВК, на 400 километров от Хабаровска вниз по Амуру.

Как писал в телеграмме руководству ДВК И.В. Сталин: «перенос строительства завода обусловлено двумя мотивами. Первое. Завод надо построить, возможно, дальше от границы. Возле Хабаровска было бы легче, но надо затруднить возможность на него нападения. Второе. Завод надо построить обязательно на левом берегу Амура, чтобы обойтись без моста через реку, с присоединением железнодорожной ветки на магистраль».

фото 5_2.jpg

10 мая 1932 года, на берегу реки Амур, у села Пермское, высадился первый отряд строителей, около тысячи человек, в основном молодых людей – посланцев ленинского комсомола из многих городов Советского Союза. А уже в июне на строительстве завода работало около пяти тысячи человек.

10 декабря 1932года, по просьбе молодых строителей-комсомольцев, решивших вместе с заводом построить в тайге на берегу Амура и город, Президиум ВЦИК постановил: селение Пермское Нижне-Тамбовского района Дальневосточного края преобразовать в город, присвоив ему наименование Комсомольск-на-Амуре. И комсомол своим трудовым подвигом оправдывал данное городу имя.

Строительство на берегу Амура росло ударными темпами.

12 июня 1933 года, застывшую таёжную тишину над стройкой разорвали орудийные залпы бросивших якоря на Комсомольском рейде серо-голубых канонерок Краснознамённой Амурской военной флотилии, на мачтах которых ветер колыхал праздничные флаги. Это был салют закладке первого камня в фундамент корпуса Амурского судостроительного завода, первый салют рождению города-легенды  Комсомольска-на-Амуре.

Развернувшееся в таёжной глуши, вдали от железной дороги и населенных пунктов строительство остро нуждалось в строительных материалах, оборудовании и продовольствии. Однако завозимое всё это в навигацию по Амуру пароходами и баржами, а зимой по льду реки на машинах, уже не могло удовлетворить разросшуюся новостройку. Поэтому, чтобы как-то наладить снабжение строительства  всем необходимым, Совет Труда и Обороны поручает ГУЛАГУ НКВД в кротчайшие сроки построить к Комсомольску от главного хода Транссибирской железнодорожной магистрали, от станции Волочаевка ДВЖД, авто-гужевую дорогу. По плану строительства авто-гужевая дорога Волочаевка - Комсомольск должна была строится по техническим условиям с перспективой на будущее под железнодорожную магистраль.

15 марта 1934 года, заключенные Дальлага и вольнонаемные рабочие вышли на строительство дороги. Дорога строилась высотой в 1 метр и шириной в 6,5 метров. Через восемь месяцев авто-гужевая дорога, протяженность 420 километров была построена, и 22 ноября 1934 года, в 12 часов дня, из Комсомольска в Волочаевку за грузами для города вышли первые восемь автомашин.

Однако агрессивна политика военного ведомства Японии, в которой главным противником «Великой Японской империи» был объявлен Советский Союз, заставила советское правительство принимать  более ускоренные темпы строительства Комсомольска. В конце 1934 года, Совет Труда и Обороны дал указ Дальлагу прекратить постройку ещё не полностью законченной авто-гужевой дороги и перейти на сооружение однопутной железнодорожной линии Волочаевка – Комсомольск по техническим условиям магистрального типа, под паровую тягу. При строительстве железнодорожной дороги, земляное полотно автогужевого тракта предполагалось использовать на протяжении 235 километров.

1 января 1935 года, строители Дальлага приступили к отсыпке железнодорожного полотна Волочаевка - Комсомольск. А уже в апреле началась укладка рельсового пути. Около двух лет шло строительство железной дороги «ВолК». В результате того, что железная дорога местами прошла по новому отсыпанному земляному полотну, она стала короче авто-гужевой на 77 километров.

фото3обрез600.jpg

И вот, 26 ноября 1936 года, у небольшого, срубленного из брёвен домика, украшенного красными флагами и еловой зеленью, с укрепленной на стойках поверх крыши вывеской с надписью «Комсомольск», горожане встретили первый грузопассажирский поезд. Его привела в Комсомольск вяземская паровозная бригада 25-летнего машиниста Павла Бокач.

первыйпоезд600.jpg

В декабре 1936 года по Комсомольской железнодорожной дороге открылась и пассажирское движение. Пассажирский состав формировался из трёх жёстких вагонов, одного мягкого и одного вагона-ресторана.

фото 6.jpg

Уже 27 апреля 1937 года в Комсомольске по железной дороге пассажирским поездом прибыло 470 пассажиров.

фото 5_3.jpg

Почти четыре года железная дорога Волочаевка-Комсомольск работала во временной эксплуатации. Груз в основном шёл в город Комсомольск, в котором остро нуждались предприятия и стройки города. Но, уже 25 мая 1940 года с Комсомольска отправился первый наливной поезд с сахалинской нефтью, доставленной на баржах с острова Сахалин для Хабаровского нефтеперерабатывающего завода имени Серго Орджоникидзе. И в этом уже была огромная заслуга молодой Комсомольской железной дороги. Так как выпуск горюче-смазочных материалов на месте создавал необходимые условия для более  быстрого роста народного хозяйства Дальнего Востока. Морской и железнодорожный транспорт освобождался от необходимости перевозок нефтепродуктов с Кавказа.

В июле 1940 года железная дорога Волочаевка - Комсомольск была принята в постоянную эксплуатацию и в августе вошла в состав Дальневосточной железной дороги, как 4-е отделение ДВЖД.

фото 1 карта.jpg


В грозное военное лихолетье, Комсомольская железная дорога, как и вся страна работала под девизом: «Всё для фронта! Всё для Победы!». За годы войны по ней было перевезено свыше 140 000 000 тонн различных грузов. Из них с Комсомольского нефтеперерабатывающего завода около 85 тысяч тонн авиабензина и 19,5 тысяч тонн автобензина. Большое количество боеприпасов завода №637 и более двух с половиной тысячи самолётов-бомбардировщиков ИЛ-4 авиационного завода №126, а также сотни тысяч тонн с продукцией завода Амурсталь, выпустившего свою первую плавку в феврале 1942 года. Большой и славный труд комсомольских железнодорожников был вложен и в завод №199, откуда в июне 1937 года ушла первая подводная лодка типа Л - «Ленинец».

В послевоенные годы Комсомольская железная дорога не снизила своего трудового накала. С каждым годом она усовершенствовалась, набирая всё новые и новые темпы скоростных и тяжеловесных перевозок. Особенно это стало хорошо видно, когда на дорогу пришли тепловозы.

В любую погоду: в дождь, жару, пургу и стужу, комсомольские железнодорожники несли и несут свою нелегкую, но почётную службу. Тысячи из них за свой ударный труд награждены орденами и медалями, а также знаками трудовой доблести. Двоим из них: машинисту Евгению Сапрыгину и осмотрщику вагонов Александру Бондарь, было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Комсомольская железная дорога дала многим ветеранам-железнодорожникам в своё время не только работу, но и материальный достаток, создала условия семейного благополучия, помогла самореализоваться, вырастить и воспитать своих детей, многие из которых сейчас работают на этой славной железной дороге, продолжая славные дела старшего поколения.

  Вот уже больше восьмидесяти лет под перестук вагонных колес проходящих поездов, проходят и трудовые годы комсомольских железнодорожников. Новые поколения молодых людей пополняют железную дорогу, и они становятся преемниками бесценного духовного богатства, накопленного старшим поколением. А богатство это – славные традиции Комсомольской железной дороги. И принимая эстафету от старшего стального поколения, священный долг молодого железнодорожника, беречь и умножать трудовую честь, доблесть и славу Комсомольской железной дороги.


Фотографии взяты из книги Ф.М. Бицко, В.А. Бицко «Там, где родилась легенда», Очерк истории Комсомольского локомотивного депо, изд-е третье, перераб. и дополн., 2015 г., 438 с.

автор статьи: Бицко Владимир Алексеевич,
председатель совета ветеранов,
хранитель музея истории эксплуатационного локомотивного
депо Комсомольск.

Автор:  Владимир Бицко
Количество просмотров: 219

     

Список форумов
Новые темы
Поиск по форумам
Помощь
Войти


Тема: «Железная дорога города-легенды » в форуме: Обсуждение материалов сайта   Просмотров: 6816
 
Павел Трутнев
Администратор

 
Всего сообщений: 1612
Дата регистрации: 03.02.2007
Создано: 27.11.2018 11:10:41
 
 
:!:
 
Профиль
E-Mail
Наверх



Читают тему
гостей: 2, пользователей: 0, из них скрытых: 0


Список форумов
Новые темы
Поиск по форумам
Помощь
Войти







Главная страница / Статьи


 

Новости
в Комсомольске
24.11.2018   Вадим Воеводин о внесении опасных изменений в избирательный кодекс Хабаровского края
08.11.2018  Единоросс Климов уничтожил трамвайное движение в "городе президентского внимания"
24.10.2018  7 ноября пройдёт демонстрация и митинг
05.10.2018  В День памяти трагического расстрела защитников Советской власти на пл. Юности прошёл митинг
29.09.2018  Акция памяти о трагическом расстреле Советской власти пройдёт в Комсомольске-на-Амуре 4 октября

в регионе
11.11.2018  Япония хочет прийти к соглашению по Курилам в 2019 году
06.10.2018  Хабаровский губернатор попросил Генпрокуратуру проверить законность выплат чиновникам
11.09.2018 12:00:00  На поддержку «красного кандидата» в Приморье вылетает Грудинин с 35 млрд. рублей
15.08.2018  Из Кинешмы в Хабаровск 15 августа 1945 года переехал целый драмтеатр
21.07.2018  Госдолг Хабаровского края вырос до 46,6 млрд рублей
Сервисы
-Знакомства в Комсомольске
-Вид на Комсомольск со спутника
Популярные разделы
-Литература
-Музыка

 


© ТОО «КМС-Лайф», 2006-2007
При использовании материалов сайта
гиперссылка на kmslife.ru обязательна.
Разработка и продвижение «Парасоль»
главная
страница
сведения
о городе
выбираем
покупаем
учеба
работа
отдых
общение
новостистатьифотогалереяфорумблогизнакомства
реклама на сайте
о нашем сайте
наши партнеры
контакты